Положение НОРМЫ ЭТИКИ подпись печать пдф

1.4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит ряд норм, касающихся
профессиональной этики:
• обязывает педагогических работников следовать требованиям профессиональной
этики (п.2 ч.1 ст.48);
• предусматривает закрепление норм профессиональной этики в локальных
нормативных актах образовательной организации (ч.4 ст.47);
• определяет, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих
обязанностей педагогические работники несут ответственность и что соблюдение
этих норм учитывается при прохождении ими аттестации (ч.4 ст.48).
1.5. Никакая норма настоящего Положения не должна толковаться
работникам как предписывающая или допускающая нарушение действующего
законодательства об образовании, само положение дополняет правила,
установленные законодательством Российской Федерации об образовании.
1.6. Знание и соблюдение норм Положения является нравственным
долгом для каждого педагогического работника и критерием оценки качества его
профессиональной деятельности.
1.7. Каждому педагогическому работнику следует принимать все
необходимые меры для соблюдения Положения, а каждый участник
образовательных отношений вправе ожидать от педагога поведения в отношениях
с ним в соответствии с настоящим разработанным Положением.
1.8. Педагогический работник, осуществляющий педагогическую
деятельность или поступающий на работу вправе, изучив содержание настоящего
локального нормативного акта, принять для себя его нормы или отказаться от
педагогической деятельности в данном учреждении дополнительного образования.
2. Этические начала педагогической деятельности
2.1. Профессиональным долгом педагогического работника является
приоритет интересов педагогической деятельности над личным интересом, так как
педагогический работник учреждения дополнительного образования наделен
полномочиями воспитывать будущих граждан страны.
2.2. Педагогический работник не имеет морального прав игнорировать
или нарушать требования действующего законодательства Российской Федерации,
норм общественной морали, интересов детей, родителей (законных
представителей) воспитанников.
2.3. Элементом профессиональной этики педагогического работника
должно быть глубокое убеждение в том, что признание, соблюдение и защита прав

и свобод всех участников воспитательно-образовательных отношений являются
основополагающими
нормального
функционирования
учреждения
дополнительного образования.
2.4. Педагогический работник по своим убеждениям обязан быть
толерантным, уважать и проявлять терпимость к обычаям, традициям,
религиозным верованиям различных народностей, этнических групп; бережно
относиться к государственному языку Российской Федерации и другим языкам, и
наречиям народов России, не допускать дискриминации воспитанников по
признакам национальности, расы, пола, социального статуса, возраста и
вероисповедания.
2.5. Нравственные требования к педагогическому работнику выходят за
пределы его трудовой деятельности. Педагог, как при исполнении трудовых
обязанностей, так и вне стен детского центра, должен воздерживаться от
поступков, высказываний, действий, наносящих ущерб авторитету учреждения
дополнительного образования и моральному облику педагогического работника.
2.6. Педагогический работник в любой ситуации обязан сохранять
чувство собственного достоинства, поддерживать имидж, заботиться о своей чести
и добром имени, избегать всего, что может поставить под сомнение его
объективность и справедливость при решении вопросов, касающихся
педагогической деятельности.
2.7. Педагог не может допускать пристрастность в процессе исполнения
должностных обязанностей, должен быть свободным от влияния общественного
мнения и других способов влияния, от опасений критики его трудовой
деятельности, если он действует в соответствии с принципом справедливости,
соблюдении прав и свобод воспитанников детского центра.
2.8. Этикет педагогического работника требует в общении с детьми,
родителями (законными представителями) воспитанников, коллегами по работе,
как при исполнении своих трудовых обязанностей, так и во внерабочих
отношениях: • соблюдения общепринятых правил поведения; • демонстрации
вежливого, корректного обращения, выдержанности, беспристрастности,
принципиального стремления глубоко разобраться в существе вопроса; • умения
спокойно выслушать и понять иную позицию или точку зрения; •
продемонстрировать равное отношение ко всем, взвешенность, обоснованность и
аргументированность высказываний и принимаемых решений.
2.9. Этикет педагогического работника направлен на искоренение и
нейтрализацию таких негативных явлений как грубость, неуважительное
отношение к окружающим: воспитанникам, коллегам, эгоизм, излишнюю
амбициозность, равнодушие, личную нескромность, неразборчивость в выборе
методов обучения и злоупотребление трудовыми правами.

3. Нормы профессиональной этики
3.1. Педагогический работник служит для воспитанника образцом
тактичного поведения, умения общаться, уважения к собеседнику, поведения в
споре, справедливости, ровного и равного отношения ко всем участникам
образовательных отношений.
3.2. Педагогический работник:
• не имеет права отождествлять личность воспитанника с личностью и поведением
его родителей (законных представителей);
• воспитывает детей на положительных примерах;
• эффективно использует научный потенциал для решения образовательных и
воспитательных задач;
• является для воспитанников детского центра примером пунктуальности и
точности; • помнит, что по поведению отдельного педагога дети и родители
(законные представители) воспитанников судят о учреждения дополнительного
образования в целом;
• совершенствует теоретические знания и практические навыки педагогического
мастерства, в том числе касающиеся норм нравственности;
• не допускает пренебрежительных отзывов о деятельности своего детского центра
или проведения необоснованные сравнения его с другими образовательными
учреждениями.
3.3. Педагогическому работнику запрещается:
• нарушать требования Федерального
стандарта образования (ФГОС ДО);

государственного

образовательного

• передача персональных данных о воспитаннике и его родителях (законных
представителях) третьей стороне без письменного разрешения родителей
(законных представителей);
• разглашение сведений о личной жизни воспитанника и его семьи;
• унижение в любой форме детей и их родителей (законных представителей)
воспитанников;
• использование выражений, осуждающих поведение родителей (законных
представителей);
• выносить на обсуждение родителей конфиденциальную информацию с заседаний
Педагогического совета, совещаний и т. п.; 4

• обсуждение с родителями (законными представителями) методик работы,
выступлений, личных и деловых качеств своих коллег – педагогов и членов
администрации детского центра;
• манипулирование воспитанниками и родителями (законными представителями)
для достижения собственных целей;
• повышать голос, кричать на воспитанников, родителей (законных
представителей), работников учреждения дополнительного образования;
• допускать грубости, злую иронию, пренебрежительный тон, заносчивость,
предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
• терять терпение и самообладание в любых ситуациях;
• высказывать угрозы, оскорбительные выражения или реплики, действия,
препятствующие нормальному общению или провоцирующие противоправное
поведение;
• допускать в общении с коллегами, родителями (законными представителями)
воспитанников и детьми ненормативную лексику;
• курить на территории учреждения дополнительного образования;
• поручать родителям (законным представителям) воспитанников сбор денежных
средств, а также заниматься сбором денежных средств с родителей (законных
представителей);
• сравнивать материальное положение семей воспитанников;
• сравнивать результаты развития воспитанников в группе детского центра;
• допускать оскорбления воспитанниками и их родителями (законными
представителями) друг друга в присутствии педагога;
• допускать выражения, оскорбляющие человеческое достоинство воспитанников
независимо от его возраста;
• проявлять лесть, лицемерие, назойливость, ложь и лукавство;
• допускать в любой форме оскорбления, относящиеся к национальной или
религиозной принадлежности ребенка; применять по отношению к воспитанникам
меры физического или психологического насилия над личностью;
• допускать в любой форме оскорбления, выпады или намеки, касающиеся
физических недостатков воспитанников;
• выставлять (удалять) воспитанника с непосредственно образовательной
деятельности, в случае если ребенок дезорганизует работу группы детского центра;
• посягать на личную собственность учреждения дополнительного образования;

• определять учебные нагрузки, превышающие нормы предельно допустимых
нагрузок, предусмотренных действующим законодательством для воспитанников
в соответствии с возрастом.
4. Основные требования поведения (этикета) педагогических работников
4.1. Нравственным долгом педагогического работника должны быть:
• добросовестное исполнение своих трудовых обязанностей;
• стремление быть старательным, организованным, ответственным;
• стремление поддерживать свою квалификацию на высоком уровне;
• стремление знать и правильно применять в сфере своих полномочий действующее
законодательство Российской Федерации, нормативно-правовые акты, нормы
морали и нравственности.
4.2. Педагогическая этика запрещает публично, вне рамок
педагогической и научно-исследовательской деятельности подвергать критике
деятельность руководящих и 5 других работников, а также решения вышестоящих
организаций, в том числе Учредителя.
4.3. Педагогические работники при всех обстоятельствах должны
сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности.
5. Обязательства педагогических работников по профессиональной
деятельности
5.1. Педагогические работники при любых обстоятельствах должны
сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности.
5.2. В процессе своей профессиональной деятельности педагоги должны
соблюдать следующие этические принципы:
• законность;
• объективность;
• компетентность;
• независимость;
• тщательность;
• справедливость;
• честность;
• гуманность;
• демократичность;

• профессионализм;
• взаимоуважение.
5.3. Педагогические работники, осознавая ответственность перед
гражданами, обществом и государством, призваны:
• уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных
отношений;
• исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению
должностных обязанностей;
• проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к
обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;
• проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской
Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности
различных социальных групп,
способствовать межнациональному и
межрелигиозному взаимодействию между обучающимися;
• соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и
свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств;
• придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой
образовательной программы;
• воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет», в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред
здоровью и (или) развитию детей;
• избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой
репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
5.4. Важным показателем профессионализма педагогических
работников является культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно,
доходчиво и точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм:
• ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;
• грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского
литературного языка;

• содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и
информативности обращения; • логичности, предполагающей последовательность,
непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей;
• доказательности, включающей в себя достоверность и объективность
информации; лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;
• уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к
конкретной ситуации.
5.5. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические
работники ДОО обязаны воздерживаться от:
• пренебрежительных отзывов о деятельности своего детского центра или
проведения необоснованных сравнений его с другими учреждениями;
• преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;
• проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;
• любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по
признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального,
имущественного или семейного положения, политических или религиозных
предпочтений;
• высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес
определенных социальных, национальных групп;
• резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с
физическими недостатками человека;
• грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых
замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
• угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих
нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
• поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или)
моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям
закона, нравственным принципам и нормам;
• размещения в сети «Интернет», в местах, доступных для детей, информации,
причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей. К информации, запрещенной
для распространения среди детей, относится информация: побуждающая детей к
совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том
числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или)
здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в
совершение таких действий; способная вызвать у детей желание употребить
наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества,

табачные изделия, никотин-содержащую продукцию, алкогольную и
спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься
проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или
оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая
осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за
исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
содержащая изображение или описание сексуального насилия; отрицающая
семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения
и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань;
содержащая информацию порнографического характера; о несовершеннолетнем,
пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая
фамилии,
имена,
отчества,
фотои
видеоизображения
такого
несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату
рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его
жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную
информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого
несовершеннолетнего.
5.6.
Педагогическим
работникам
необходимо
принимать
соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности
информации, за несанкционированное разглашение которой они несут
ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих
должностных обязанностей.
5.7. Во время воспитательно-образовательного процесса и любых
мероприятий (педагогические советы, семинары, консультации, родительские
собрания и другие) не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал
мобильного телефона должен быть отключен.
5.8. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между
педагогическими работниками, приоритетным является учет интересов
учреждения дополнительного образования в целом.
6. Обязательства педагогических работников перед воспитанниками
6.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с
воспитанниками: • признают индивидуальность и определенные личные
потребности каждого;
• сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;
• стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и
применения его потенциала;

• выбирают такие методы работы, которые поощряют в воспитанниках развитие
самостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля, желания
помогать другим;
• при оценке поведения и достижений детей стремятся укреплять их самоуважение
и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать
мотивацию обучения;
• проявляют толерантность;
• защищают их интересы и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобы
защитить их от физического и (или) психологического насилия;
• принимают всевозможные меры,
домогательства и (или) насилия;

чтобы уберечь их от сексуального

• осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех
делах, затрагивающих их интересы;
• прививают им ценности, созвучные международным стандартам прав человека;
• вселяют в них чувство, что они являются частью общества, где есть место для
каждого;
• стремятся стать для детей положительным примером.
6.2. В процессе взаимодействия с воспитанниками педагогические
работники обязаны воздерживаться от:
• навязывания детям своих взглядов, убеждений и предпочтений;
• оценки их личности и личности их законных представителей;
• предвзятой и необъективной оценки деятельности и поступков воспитанников
учреждения дополнительного образования;
• предвзятой и необъективной оценки действий
представителей) воспитанников детского центра;

родителей

(законных

• отказа от объяснения сложного материала со ссылкой на личностные и
психологические недостатки воспитанников.
7. Обязательства педагогов перед родителями (законными представителями)
воспитанников
7.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с родителями
(законными представителями) воспитанников должны:
• начинать свое общение с приветствия;
• проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;

• выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего,
проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;
• относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам,
оказывать им необходимую помощь;
• высказываться в корректной, убедительной форме и, если требуется, спокойно,
без раздражения повторять и разъяснять смысл сказанного;
• выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости
в корректной форме задать уточняющие вопросы;
• разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и
локальных актов по обсуждаемому вопросу;
• принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить
координаты полномочного лица).
7.2. В процессе взаимодействия с родителями
представителями) воспитанников педагоги не должны:

(законными

• перебивать их в грубой форме;
• проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
• разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
• переносить свое отношение к родителям (законным
воспитанников на оценку личности и достижений их детей.

представителям)

7.3. Педагогические работники детского центра должны прилагать все
усилия, чтобы поощрить законных представителей воспитанников.
7.4. Рекомендуется не принимать на свой счет обидных и
несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать
втягивания в конфликтную ситуацию или скандал.
7.5. В случае конфликтного поведения со стороны законного
представителя воспитанника необходимо принять меры для того, чтобы снять его
эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения
вопроса.
8. Обязательства педагогических работников перед коллегами
8.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:
• поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения
и убеждения;
• готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в начале своего
профессионального пути;

• поддерживают и продвигают их интересы;
• помогают друг другу в процессе взаимного оценивания, предусмотренного
действующим
законодательством
и локальными актами учреждения
дополнительного образования.
8.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники
обязаны воздерживаться от:
• пренебрежительных отзывов о работе других педагогов или проведения
необоснованного сравнения их работы со своей;
• предвзятого и необъективного отношения к коллегам;
• обсуждения их недостатков и личной жизни.
9. Обязательства педагогов перед администрацией детского центра
9.1. Педагогические работники строго выполняют указания
администрации и имеют право своевременно (до даты исполнения) подвергнуть
указания администрации сомнению или дополнению, изложив в письменном виде
или устно при личной беседе с администрацией убедительные аргументы своего
несогласия или дополнения.
10. Обязательства администрации перед педагогами
10.1. Члены администрации должны быть для других педагогических
работников образцом профессионализма и безупречной репутации, способствовать
формированию в учреждении дополнительного образования благоприятного для
эффективной работы морально-психологического климата.
10.2. Ограждать педагогических работников от излишнего или
неоправданного вмешательства со стороны родителей (законных представителей)
воспитанников в вопросы, которые по своему характеру входят в круг их
профессиональных обязанностей.
10.3. Администрации следует:
• формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего
Положения;
• быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего
Положения;
• помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать
моральнопсихологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;
• регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм
профессиональной этики;

• пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия
в коллективе учреждения дополнительного образования;
• обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм
профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;
• способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности с тем,
чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой
информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в
законности действий педагогических работников учреждения дополнительного
образования.
10.4. Представитель администрации не имеет морального права:
• перекладывать свою ответственность на подчиненных;
• использовать служебное положение в личных интересах;
• создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе учреждения
дополнительного образования;
• предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам
родства, землячества, религиозной, кастовой, родовой принадлежности, личной
преданности, приятельских отношений;
• умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества
вопреки, интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.
11. Контроль соблюдения настоящего Положения
11.1. Для контроля соблюдения настоящего Положения, поддержки
педагогических работников, оказания им консультационной помощи в вопросах
профессиональной этики, а также урегулирования спорных ситуаций приказом
заведующего создается комиссия урегулированию споров между участниками
образовательных отношений.
11.2. В своей деятельности комиссия руководствуется действующим
законодательством Российской Федерации об образовании, Уставом учреждения
дополнительного образования, настоящим Положением и Положением о комиссии
по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
12. Реализация права педагогических работников на справедливое
и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики
педагогических работников
12.1. Образовательная организация стремится обеспечить защиту чести,
достоинства и деловой репутации педагогических работников, а также
справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной
этики педагогических работников.

12.2. Случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических
работников, установленных пунктом 5.3 настоящего Положения, рассматриваются
комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений, создаваемой в организации, осуществляющей образовательную
деятельность, в соответствии с частью 2 статьи 45 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
12.3. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в
комиссиях по трудовым спорам регулируется в порядке, установленном главой 60
Трудового
кодекса
Российской
Федерации,
порядок
рассмотрения
индивидуальных трудовых споров в судах – гражданским процессуальным
законодательством Российской Федерации.
12.4. Педагогический работник, претендующий на справедливое и
объективное расследование нарушения норм профессиональной этики, вправе
обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений.
12.5. В целях реализации права педагогических работников на
справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной
этики педагогических работников в состав комиссии по урегулированию споров
между участниками образовательных отношений в обязательном порядке
включается представитель выборного органа соответствующей первичной
профсоюзной организации (при наличии такого органа).
12.6. В случае несогласия педагогического работника с решением
комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений, невыполнения решения комиссии по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений, несоответствия решения комиссии по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений
законодательству Российской Федерации или нежелания педагогического
работника по каким-либо причинам обращаться в комиссию по урегулированию
споров между участниками образовательных отношений он имеет право
обратиться в суд.
13. Заключительные положения
13.1. Настоящее Положение о профессиональной этике работников
является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете
и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора детского центра.
13.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются
в
письменной
форме
в
соответствии
действующим
законодательством Российской Федерации.

13.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок.
Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном
п.13.1 настоящего Положения.
13.4. После принятия Положения (изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».