МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР (спортивный)
«КРИСТАЛЛ»
Согласовано
с педагогическим советом
протокол № 1
от 28.08.2020 г.
Утверждаю
И.о директора МБОУ ДО ДООЦ
"Кристалл"_______ Т.Я. Астрединова
№ 95\2-У от 28.08.2020 г.
Образовательная программа
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования
«Детский оздоровительно-образовательный центр «Кристалл»
пгт. Кавалерово 2020 г.
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня дополнительное образование в науке и практике все более
определенно начинает рассматриваться как неотъемлемая составная часть
системы образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные
возможности для духовного, интеллектуального и физического развития,
удовлетворения его творческих и образовательных потребностей в том
направлении деятельности, которое ребенок выбирает сам.
Важнейшим звеном в становлении и развитии детско-юношеского
спорта, его базовой основой в системе образования были и остаются детскоюношеские спортивные школы, спортивно-оздоровительные центры.
Спортивный центр как учреждение дополнительного образования
детей призван решать следующие задачи:
- способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству
занимающихся;
- формировать здоровый образ жизни;
- способствовать развитию физических, интеллектуальных и
нравственных способностей учащихся, достижению ими уровня спортивных
успехов, соответствующих их способностям.
Спортивный центр осуществляет работу среди детей и подростков,
направленную на укрепление их здоровья и физическое развитие.
Необходимо отметить, что учреждение привлекает
учащихся к
систематическим занятиям физической культурой и спортом, оказывает
всестороннюю помощь
образовательным учреждениям в организации
методической и массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной
работы. В процессе систематических занятий спортивный центр выявляет
способных детей и подростков для привлечения их к специализированным
занятиям спортом в училищах олимпийского резерва.
Программа представляет собой нормативный и управленческий документ и
включает в себя социально-педагогический анализ состояния детского
спорта, задачи и направления развития в МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл» на
ближайшую перспективу (2020- 2025г.г.), прогноз результатов реализации
проектов,
их ресурсное обеспечение в современных социально экономических условиях. Программа разработана на основе анализа
состояния детско-юношеского спорта, с целью определения дальнейших
стратегических направлений физической культуры, спорта и здорового
образа жизни детей и юношества пгт. Кавалерово.
Программа развития разработана на основании Федерального закона от
04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации», Закона Российской Федерации от 21 декабря № 273 29.12.2012
N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации»,
приказа Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской
Федерации от 03.04.2009 № 157 «Об утверждении содержания этапов
многолетней спортивной подготовки спортсменов»,
методических
3
рекомендаций по организации деятельности спортивных школ в Российской
Федерации
(письма Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29.09.2006 № 06-1479 и Федерального Агентства по
физической культуре и спорту от 12.12.2006 № СК-02-10/3685).
Программа определяет и открывает перспективы развития
муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного
образования
«Детский
оздоровительнообразовательный(спортивный) центр «Кристалл» на период до 2020 года,
совершенствования целенаправленной педагогической, методической и
управленческой деятельности всех работников спортивного центра.
Программа не противоречит Уставу учреждения, лицензии на
образовательную деятельность, адаптирована к конкретным условиям ДООЦ
«Кристалл».
Особая цель деятельности МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл» видится в
создании нормативно-правовых, организационно-педагогических, научнометодических условий, обеспечивающих функционирование и развитие
спортивного центра в интересах личности обучающихся, в расширении сферы
деятельности, основанной на социальном партнерстве с другими
образовательными учреждениями и организациями района в области
дополнительного образования.
Для реализации цели и отслеживания результатов нами разработана
программа развития МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл».
Программа рассчитана на детей с 5 до 18 лет.
Срок реализации программы: 5 лет.
4
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Программа
Образовательная
бюджетного
программа
муниципального
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Детский оздоровительнообразовательный центр (спортивный) «Кристалл»пгт.
Кавалерово» на 2020 – 2025г.г.
Основания для
Конституция Российской Федерации,
разработки
Закон Российской Федерации «Об образовании»,
программы
Федеральный Закон «О физической культуре и
спорте в Российской Федерации»,
Национальная доктрина образования в Российской
Федерации на период до 2025 года,
Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации от 14 июня 2019 г. N 1188-р «Стратегия
развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации на период до 2035 года»
Федеральный Закон «О физической культуре и
спорте в Российской Федерации».
При разработке программы были учтены особенности
социокультурной
обучающихся,
ситуации
уровень
района,
контингента
квалификации
педагогов
дополнительного образования, материально-техническая
база спортивного центра.
Цель программы
Создание условий, необходимых для физического
развития и воспитания детей п. Кавалерово; развития
массовости физической культуры и спорта, согласно
потребностям, склонностям, интересам, способностям
учащихся, социального заказа родителей; формированию
у детей культуры здорового образа жизни, духовно-
5
нравственных качеств, мотивации к достижению высоких
спортивных результатов.
Задачи программы
Обеспечивать доступность к занятиям физической
культурой и спортом.
Формировать стойкий
интерес к занятиям
по
физической культуре и спорту.
Снижать
уровень
заболеваемости
детей
и
подростков средствами физической культуры.
Формировать основы здорового образа жизни у
детей и подростков.
Осуществлять
работу
предупреждению
по
профилактике
правонарушений
и
и
вредных
привычек.
Повышать спортивное мастерство обучающихся и
достижение высоких спортивных результатов.
Разрабатывать
методические
рекомендации
по
проблемам формирования, сохранения и укрепления
здоровья детей и подростков, в помощь педагогам
дополнительного
образования,
воспитанникам
и
родителям.
Совершенствовать
систему
повышения
квалификации педагогического состава.
Изучать, обобщать и распространять передовой
педагогический опыт педагогов дополнительного
образования.
Развивать
и
совершенствовать
материально-
техническую базу и спортивную базу МБОУ ДО
ДООЦ «Кристалл».
Основные
развитие массового детско-юношеского спорта;
6
направления
программы
сохранность контингента обучающихся и их
здоровья;
привлечение детей к систематическим занятиям
физической культурой и спортом, к различным
формам физкультурно-спортивной деятельности, с
целью оздоровления учащихся;
развитие
мотивации
личности
физическому
самосовершенствованию, познанию и творчеству;
совершенствование материально-технической базы,
кадрового, методического обеспечения физического
воспитания и детско-юношеского спорта.
2020 - 2025г.г.
Сроки реализации
программы
Бюджетные средства; спонсорские средства.
Источники
финансирования
Программы
Петров Александр Петрович - директор МБОУ ДО
Руководитель
«Детский оздоровительно-образовательный
Программы
центр(спортивный)«Кристалл»
пгт. Кавалерово.
Исполнители
Программы
Ожидаемые
конечные
результаты:
1. МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный
центр «Кристалл» пгт. Кавалерово
• улучшение состояния здоровья детей, подростков и
учащейся молодежи;
• повышение качества учреждения и проведении
массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной
работы с детьми и подростками;
• установление
контактов
с
общественными
организациями,
которые
занимаются
проблемами
сохранения и укрепления здоровья и научнометодическим обеспечением в этой области;
• проведение совместных мероприятий, взаимных
посещений, семинаров и др. силами всех педагогических
работников по физической культуре;
• позитивная
динамика
образовательных
результатов, личностного роста обучающихся;
• работа педагогического коллектива по повышению
квалификации и создание условий для самореализации и
творческого профессионального роста работников;
• формирование у воспитанников грамотности в
области культуры здоровья;
7
• повышение эффективности организации и
проведения массовой физкультурно-оздоровительной
работы и спортивной работы на основе внедрения новых
технологий в области физической культуры и спорта,
диагностических процедур оценки уровня здоровья
обучающихся, уровня физической подготовленности
воспитанников;
• проведение ремонтных работ в МБОУ ДО ДООЦ
«Кристалл».
Тенденция:
• улучшение состояния здоровья детей;
• рост числа занимающихся в центре;
• рост уровня физической и спортивно-технической
подготовки учащихся;
• рост спортивных достижений.
Контроль за
Программа является документом, открытым для
исполнением
внесения изменений и дополнений. Её корректировка
программы
осуществляется ежегодно в соответствии с результатами
анализа
её
выполнения,
на
основе
решений
педагогического совета МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл».
1. Информационно-аналитическая справка
«Кристалл»
МБОУ ДО ДООЦ
Спортивная школа «Кристалл» открыта 1 октября 1972 года. МБОУ
ДО ДООЦ «Кристалл» имеет лицензию на право ведения образовательной
деятельности № 188 от 10 июля 2015 года, и действует на основании Устава,
утвержденного
постановлением
администрации
Кавалеровского
муниципального района № 282 от 14.11.2017 года и муниципального задания
на оказание муниципальной услуги дополнительного образования детей.
В оперативном управлении спортивного центра «Кристалл» находятся
помещения по адресам:
ул. Комсомольской, 34 (спортивный зал с/к «Кристалл», универсальный для
занятий волейбола, баскетбола, зал
бокса, тренажёрный зал), ул.
Комсомольская 35 (здание стрелкового тира и хоккейных раздевалок, 2
хоккейные площадки), мини - футбольное поле, ул.Комсомольская,36
(спортивный зал для занятий джиу-джитсу, зал для занятий ОФП, зал
шахматного клуба), п.Фабричный ул.Комсомольская, 83 (здание спортивного
зала, универсальный для занятий волейбола, баскетбола, поле футбольное), а
8
также имеются
административные кабинеты, медицинский кабинет,
методический кабинет.
Культивируемые виды спорта: джиу-джитсу, баскетбол, волейбол,
легкая атлетика, пулевая стрельба, пауэрлифтинг, футбол, шахматы, хоккей,
шашки, шорт-трек, спортивное самбо.
МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл» сотрудничает с образовательными
школами п. Кавалерово в порядке предоставления спортивных залов и
стадионов на безвозмездной основе: с МБОУ СОШ № 1, 3, 2, и МДОУ №
25, 21, 4.
Идейный замысел программы в поэтапной реализации путей
обновления структуры и содержания работы в МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл»,
совершенствования
учебно-тренировочного
процесса,
укрепления
материально-технической базы.
I – й этап (2020- 2021 гг.) – Становление системы работы, определение
стратегии и принципов реализации программы (разработка концепции и
модели развития МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл»).
II – й этап (2022 – 2023 гг.) – Внедрение модели развития, активизация
работы за счет внутренних резервов и внешних связей.
III – й этап (2024-2025 гг.) – Анализ деятельности, подведение итогов,
новые перспективы.
Структура программы включает две основные части:
1.
Анализ деятельности МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл» с момента
становления (10.07.2015г.) по настоящее время.
2.
Практические ориентиры - ведущие направления развития МБОУ
ДО ДООЦ «Кристалл»
представленные в основных образовательных
проектах Программы (Модели развития)
9
Количественный и качественный состав педагогических работников
МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл» на 01.09.2020 г.
Административные работники и специалисты
Директор
1
Заместитель директора
2
Заведующий организационно массовым
1
отделом
Методист
1
Медицинская сестра
1
Высшее
Образование
5
Среднее
1
специальное
Без образования
0
Педагогический состав
Педагог дополнительного образования
17
Совместители
1
Квалификацион Высшая категория
5
ная категория
1 категория
8
Соответствие
4
Высшее
Образование
14
Среднее
3
специальное
Возраст педагогических работников
До 35 лет
1
35 лет и старше
16
Исходя из анализа кадрового состава можно сделать вывод, что центр
обладает педагогически зрелым и достаточно квалифицированным
педагогическим потенциалом и в состоянии качественно решать задачи
развития спортивного центра.
Количественный и качественный состав учащихся
МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл» на 01.09.2020 г.
Учебные группы
СОГ
ГНП
УТГ
СС
Количество групп
Количество
учащихся
по состоянию на 01.09. 2020 г.
4
11
29
1
45
688
10
Численность занимающихся МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл»
по видам спорта
Виды спорта
Шашки
Баскетбол
Волейбол
Лёгкая атлетика
Джиу-джитсу
Пулевая стрельба
Хоккей
Пауэрлифтинг
Футбол
Шахматы
Шорт-трек
Спортивное самбо
Численность
занимающихся
(по состоянию на 01.09.2020
г.)
83
105
60
30
60
45
45
30
75
90
20
45
Социальный заказ МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл»
Центр выполняет свою социальную роль, исходя из определенных
педагогическим коллективом целей, задач, видов деятельности и требований
законодательства к системе дополнительного образования детей спортивной
направленности.
МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл» функционирует на основе социального
заказа государства, общества, семьи с учетом интересов и потребностей
личности.
Социальный заказ государства:
Обеспечить детей дополнительным образованием.
Обеспечить необходимыми условиями для личностного развития
детей.
Сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения.
Создать условия для систематических занятий спортом.
Привлекать детей, подростков и молодежь к ведению здорового
образа жизни, к занятиям спортом.
Социальный заказ семьи:
Занять свободное время детей деятельностью, направленной на
развитие их способностей, укрепление здоровья.
Сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
11
Профилактика асоциального и дезадаптивного поведения детей.
Социальный заказ детей:
Обеспечение доступности для занятий любимым видом спорта.
Общение в группах по интересам.
Достижение в выбранном виде спорта побед на соревнованиях
различного уровня.
Социальный заказ педагогов:
Удовлетворение профессиональных потребностей (возможность
заниматься избранным видом деятельности).
Повышение квалификации, мастерства по своему направлению.
Удовлетворение материальных потребностей.
Социальный заказ для учреждений дополнительного образования.
Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи.
Повышение уровня их физической подготовки.
Умение работать в команде.
Заказ на физически здорового работника.
Ожидаемые результаты
Сохранение и укрепление здоровья и физического развития
обучающихся, снижение заболеваемости.
Высокий уровень физического развития и функционального
состояния обучающихся, формирование здорового образа жизни
обучающихся МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл».
Физическое совершенство выпускников центра.
Обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом
для всех категорий обучающихся.
Увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и
готовых продолжить свое профессиональное обучение.
Устойчивость интереса к учебно-тренировочным занятиям.
Наличие спортивного результата обучающихся.
Совершенствование
учебно-тренировочного
процесса
для
успешного и результативного прохождения многолетнего этапа.
Устойчивая удовлетворенность детей психологическим климатом в
коллективе, условиями, содержанием, организацией деятельности и
др.
Высокий уровень социализации обучающихся (социальной
грамотности, активности, устойчивости).
Высокий уровень нравственности обучающихся (культура
поведения и построение отношений).
12
Формирование
у
молодого
поколения
гражданского
патриотического мировоззрения и активной жизненной позиции.
Повышение качества организации и проведении массовой
физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми и
подростками.
Улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических
кадров, способных эффективно использовать традиционные формы,
средства и методы, развивать и создавать новые.
Повышение уровня обеспеченности учащихся спортивным
инвентарем и оборудованием, физкультурно-оздоровительными и
спортивными сооружениями.
Снижение уровня безнадзорности и профилактика
правонарушений.
Организационно-педагогическое обеспечение и характеристика
учебно-тренировочного процесса
МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл» выполняет функции программнометодического, информационного и организационного обеспечения учебнотренировочного процесса в системе дополнительного образования детей, а
именно:
физическая и спортивная подготовка учащихся – детей, подростков
и молодежи;
формирование общей культуры учащихся;
организация работы по выявлению и поддержке одаренных и
талантливых спортсменов среди детей и подростков, а так же
создание
условий
для
спортивного
совершенствования
перспективных учащихся для достижения высоких спортивных
результатов;
создание условий личностного, интеллектуального и физического
развития, профессионального самоопределения, организация
качественного содержательного досуга детей и подростков;
организация, разработка содержания, и методика
новых
образовательных технологий для учащихся по физкультурноспортивной направленности;
осуществление методической деятельности, направленной на
повышение квалификации педагогических работников учреждения;
разработка учебно-методических материалов, дополнительных
образовательных программ, пособий по физкультурно-спортивному
профилю и их внедрение в практическую работу спортивного
центра;
13
обеспечение техники безопасности при проведении учебных
занятий и различных мероприятий;
организация и проведение спортивно-массовых мероприятий.
Комплектование в центре производится ежегодно: начинается в апреле,
мае (предварительно) и заканчивается
20 сентября текущего года. В
спортивный центр принимаются дети, допущенные к занятиям врачом; в
соответствии с возрастом и программными требованиями.
Поступающие в спортивный центр учащиеся представляют документы
согласно регламенту предоставления услуги «Зачисление в образовательное
учреждение».
В образовательное учреждение «Кристалл» принимаются дети от 5 до 18
лет, изъявившие желание заниматься дополнительным образованием по
образовательным программам физкультурно-спортивной направленности.
Запись детей и подростков в
МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл»
производится по желанию родителя или ребенка, поэтому контингент детей
очень разнообразен, национальность и социальное положение не имеют
значение. Педагоги обучают детей разного интеллектуального и физического
уровня, здоровых и ослабленных, используя индивидуальный подход к
каждому ребенку.
В целях закрепления знаний, умений и навыков обучающихся, в состав
объединений могут входить юноши и девушки до 18 лет. С согласия
учредителя, в МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл» могут заниматься перспективные
учащиеся до 21 летнего возраста, имеющие звание не ниже кандидата в мастера
спорта России, входящие в состав сборной Приморского края и выступающие
на чемпионатах России.
Содержание деятельности спортивного центра «Кристалл» обеспечивает
условия для самосовершенствования личности, творческого развития,
формирования
здорового
образа
жизни,
развития
физических,
интеллектуальных и нравственных качеств, достижения спортивных успехов
сообразно способностям.
Учреждение организует работу с учащимися в течение календарного
года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта,
календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки.
Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта проводятся в
соответствии с годовым учебным планом. По учебному плану занятия учебных
групп первого года обучения начинаются не позднее 10 сентября. Второго и
последующих годов обучения не позднее 2 сентября. Заканчиваются занятия не
позднее 30 мая.
Учебно-тренировочные занятия в спортивном центре
«Кристалл» проводятся по дополнительным образовательным программам,
принимаемым и реализуемым спортивным центром самостоятельно или на
основе типовых программ дополнительного образования по обучению детей с
учетом запросов учащихся, потребностей семьи, социально-экономических
условий и национально-культурных традиций.
14
Определение
уровня
освоения
учащимися
дополнительных
образовательных программ проводится по мониторингу образовательных и
воспитательных результатов. Перевод учащихся по годам обучения на всех
этапах многолетней подготовки осуществляется при условии положительной
динамики спортивных показателей и освоении программы соответствующего
года и этапа подготовки и основан на выполнении контрольно-переводных
нормативов в конце учебного года. Учащиеся, не освоившие дополнительную
образовательную программу предыдущего уровня, могут, по их желанию,
повторить обучение на следующий год. Отдельные спортсмены, не достигшие
установленного возраста для перевода в группу следующего года обучения, но
выполнившие нормативные требования по уровню спортивной подготовки,
могут переводиться досрочно (в том числе и в течение учебного года) в группы,
соответствующие уровню спортивной подготовки учащихся. При этом они
осваивают программу и сдают нормативы по общей физической подготовке в
соответствии с их возрастом (по индивидуальному плану).
Продолжительность обучения согласно образовательным программам
МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл» составляет от одного года и более и зависит от
времени поступления детей. Обучение ведется в течение всего учебного года, а
также может проводиться в каникулярное время. В летний период центр
начинает в установленном порядке работу пришкольного лагеря.
Расписание тренировочных занятий составляется администрацией
учреждения по представлению педагога в целях установления более
благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в
общеобразовательных и других учреждениях, пожеланий родителей (законных
представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарногигиенических норм.
Теоретические и тематические занятия направлены на приобретение
детьми знаний по основам теории, методики и организации физического
воспитания, на формирование у обучающихся сознания и убеждённости в
необходимости регулярных занятий физической культурой и спортом.
Максимальный режим учебно-тренировочной работы в неделю:
спортивно-оздоровительный (весь период) – до 6 часов;
начальной подготовки 1 года обучения – 6 часов;
начальной подготовки 2 года обучения – 9 часов;
учебно-тренировочный 1 года обучения – 9 часов;
учебно-тренировочный 2 года обучения – 12 часов;
учебно-тренировочный 3 года обучения – 12 часов;
учебно-тренировочный 4 года обучения – 15 часов;
спортивное совершенствование 1 год обучения – 15;
спортивное совершенствование 2 год обучения – 15 часов;
спортивное совершенствование 3 год обучения – 15 часов.
15
Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным
и устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода задач и
подготовки.
Общегодовой
объем
учебно-тренировочной
работы,
предусмотренный
указанным режимом работы, начиная с учебнотренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25%.
Максимальная продолжительность одного занятия зависит от этапа
спортивной подготовки.
Учебные группы всех отделений закрепляются за педагогом на весь
период обучения.
Основными формами организации учебно-тренировочного и
образовательного процесса являются:
учебно-тренировочные занятия,
теоретические и тематические занятия,
медико-восстановительные мероприятия, медицинский контроль,
работа по индивидуальным планам;
тестирование и методический контроль;
участие в соревнованиях, матчевых встречах,
участие в учебно-тренировочных сборах в условиях спортивного
лагеря,
судейская и инструкторская практика.
Учебные нагрузки обучающихся устанавливаются в соответствии с
нормами предельно допустимых нагрузок, определенных рекомендациями
органов здравоохранения.
Подготовка обучающихся в спортивном центре предполагает
длительный и многолетний период. На протяжении всего периода обучения в
спортивном центре учащиеся проходят несколько возрастных этапов, на
каждом из которых предусматривается решение определенных задач.
Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов
от этапа к этапу следующая:
постепенный переход от обучения приема и тактическим действиям
к их совершенствованию на базе роста физических возможностей;
переход от общеподготовительных средств к наиболее
специализированным;
увеличение собственно-соревновательных упражнений в процессе
подготовки;
увеличение объема тренировочных нагрузок;
повышение
интенсивности
занятий
и,
следовательно,
использование восстановительных мероприятий для поддержания
необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных
спортсменов.
Каждый педагог дополнительного образования ставит определенные
цели для своих воспитанников на этапах подготовки и планирует, кто из
16
воспитанников и в какие сроки может показать определенный результат и
выполнит спортивный разряд. Присвоение разрядов производится на основании
спортивных результатов, отвечающих Единой Всероссийской квалификации по
видам спорта.
Особенности этапов обучения в МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл»:
Спортивно-оздоровительный этап (1 – 10 лет). Минимальная
наполняемость группы – 15 человек, максимальный количественный состав
группы – 18 человек. Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки не
может превышать 6 часов в неделю.
На данном этапе закладывается стабильное развитие общей физической
подготовки обучающихся наряду с основами технических навыков в избранном
виде спорта; закладывается основные знания в области гигиены и первой
медицинской помощи; закладываются теоретические основы физической
культуры и навыков самоконтроля. На данном этапе дети могут находиться для
поддержания здоровья до 10 лет.
Главная задача СОГ – воспитание интереса к спорту, развитие
физических качеств.
Этап начальной подготовки (2 года).
Первый год обучения: минимальная наполняемость группы – 15 человек,
максимальный количественный состав группы – 18 человек. Максимальный
объем учебно-тренировочной нагрузки – до 6 часов в неделю.
Второй год обучения: минимальная наполняемость группы – 12 человек,
максимальный количественный состав группы – 18 человека. Максимальный
объем учебно-тренировочной нагрузки не может превышать 9 часов в неделю.
На этапах начальной подготовки принимаются желающие заниматься
спортом и не имеющие медицинских противопоказаний в установленном для
вида спорта минимальном возрасте.
На данном этапе формируется стабильность состава обучающихся,
стойкий интерес к занятиям спортом; выявляется уровень потенциальных
возможностей обучающихся в избранном виде спорта; наблюдается динамика
роста
индивидуальных
показателей
физической
подготовленности
обучающихся и уровень освоения основ техники в избранном виде спорта;
Главная задача ГНП – формирование базовой технической и физической
подготовки, воспитание соревновательных качеств.
Учебно-тренировочный этап (4 года).
Первый год обучения: минимальная наполняемость группы - 12 человек,
максимальный количественный состав группы – 15 человек. Максимальный
объем учебно-тренировочной нагрузки – до 9 часов в неделю.
Второй год обучения: минимальная наполняемость группы -12 человек,
максимальный количественный состав группы – 15 человек. Максимальный
объем учебно-тренировочной нагрузки не может превышать 12 часов в неделю.
Третий год обучения: минимальная наполняемость группы – 12 человек,
максимальный количественный состав группы – 15 человек. Максимальный
объем учебно-тренировочной нагрузки не может превышать 12 часов в неделю.
17
Четвертый год обучения: минимальная наполняемость группы – 12
человек, максимальный количественный состав группы – 15 человек.
Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки не может превышать 15
часов в неделю.
На учебно-тренировочный этап подготовки зачисляются только здоровые
спортсмены, прошедшие не более одного года необходимую подготовку, при
выполнении ими требований по общефизической и специальной подготовке.
Это этап углубленной профессионально ориентированной программы. Из
числа занимающихся учебно-тренировочного этапа формируются команды для
подготовки к соревнованиям различного уровня. На этой ступени большое
внимание уделяется инструкторской и судейской практике.
Главная задача – формирование специальной физической и техникотактической подготовки, активная соревновательная деятельность, выполнение
спортивных разрядов.
Спортивное совершенствование (3 года).
Первый год обучения: минимальная наполняемость группы 8-12 человек,
максимальный количественный состав группы – 12 человек. Максимальный
объем учебно-тренировочной нагрузки не может превышать 15 часов в неделю.
Второй год обучения: минимальная наполняемость группы 8-12 человек,
максимальный количественный состав группы – 12 человек. Максимальный
объем учебно-тренировочной нагрузки не может превышать 15 часов в неделю.
Третий год обучения: минимальная наполняемость группы 8-12 человек,
максимальный количественный состав группы – 12 человек. Максимальный
объем учебно-тренировочной нагрузки не может превышать 15 часов в неделю.
На этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены,
выполнившие первый спортивный разряд и звание в кандидаты мастера
спорта.
Главная задача этого этапа – достижение высокой технической и
тактической подготовленности на основе индивидуализации мастерства;
достижение стабильности при выполнении действий в сложной
соревновательной обстановке; подведение подготовленности юниоров к
модельным требованиям спортсменов высших разрядов; выход на уровне
высшего мастерства.
На этой ступени большое внимание уделяется участию спортсменов на
краевых соревнованиях, региональных, всероссийских, подготовка в сборные
края, региона, России. Выполнение спортивных разрядов КМС, МС.
Для осуществления диагностики развития обучающихся предусмотрены
контрольные нормативы, которые и являются переводными. Тестирование
проводится дважды в год (октябрь, апрель). Обучающиеся в группах проходят
тестирование не только по общефизической подготовке, но и выполняют
специальные упражнения или комбинации технических элементов в
соответствии со специализацией и программам по видам спорта.
18
2. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ
МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл»
Проблемно-ориентированный анализ, проведенный в центре выявил ряд
ключевых проблем, которые необходимо решать при переводе ее в новое
состояние в разрезе программы развития на 2020-2025г.г. Определение проблем
рассматривалось в контексте стратегического планирования как разрывов
между достигнутыми результатами центра и требуемыми, желаемыми в
будущем. Выявление значимых для центра проблем происходило посредством
процедуры экспертной оценки и группового обсуждения, в которых приняли
участие педагоги и администрация центра.
№
Проблема
1.
Кадровое обеспечение
2.
Программнометодическое
обеспечение
Причина возникновения
Решение проблемы
1.Нехватка молодых
специалистов;
2. Ограниченные
возможности карьерного
роста.
1. Недостаточный
уровень методического
обеспечения
педагогического
процесса:
- недостаточная
организация подготовки
и обучения
методических
работников
физкультурноспортивной
направленности;
1. Сотрудничество с
профильными ВУЗами
края.
2. Привлечение большего
числа специалистов.
1. Сотрудничество с
другими
образовательными
учреждениями, в том
числе с другими
районными спортивными
школами, краевыми
спортивными школами,
федерациями.
2. Профессиональный
рост педагогических
работников;
3. Создание системы
информационного
обеспечения
педагогического
процесса;
4. Систематическое
пополнение
информационного банка
спортивного центра.
1.Привлечение
бюджетных средств.
2. Недостаток денежных
средств.
3.
Материальнотехническое
обеспечение
1. Необходима
аттестация рабочих мест
по условиям труда.
19
2. Недостаточная
оснащенность
мультимедиа и
компьютерной техники.
3. Недостаточность
средств на проведение
ремонтных работ.
2. Привлечение
спонсорских средств.
В последние годы произошли позитивные сдвиги в развитии детского
спорта, но изменившиеся социально-экономические условия
осложняют
работу спортивного центра. Проблем много: программно-методическое
обеспечение, кадровое, материально-техническое, финансовое. Эти проблемы
должны решаться не только администрацией учреждения, но и совместными
усилиями всех педагогов нашего учреждения, всех заинтересованных
организаций района, муниципального образования района.
Для этого необходимо:
Сотрудничать с Отделом образования Кавалеровского муниципального
района, с образовательными учреждениями района, в том числе со
спортивными школами края, управлением по физической культуре и
спорту, с Приморским краевым
институтом повышения и
переподготовки работников образования.
Повышать профессиональное мастерство педагогических работников.
Создать и в дальнейшем совершенствовать систему методического и
педагогического обеспечения.
Развивать и совершенствовать материально-техническую базу центра.
Задача – сохранить все, что накоплено в сфере детско-юношеского
спорта, проанализировать реальную ситуацию, определить оптимальную
образовательную политику, обогатить, развить, «осовременить» и наполнить
её новым содержанием.
Кроме того, сегодня все еще остается острой проблема состояния
здоровья населения и подростков в частности. Среди детей и подростков
сформировались устойчивые негативные тенденции: увеличилось количество
подростков и молодежи, употребляющих наркотики, злоупотребляющих
алкоголем и курением. Наблюдается снижение уровня физической
подготовленности молодых людей, отсутствие потребности в регулярных
занятиях физкультурой и спортом. Увеличился рост заболеваемости подростков
по всем классам заболеваний, остается высокая доля учащихся, отнесенных по
состоянию здоровья к специальной медицинской группе, вызывает тревожный
фактор национальной безопасности состояние здоровья призывников.
Особое место в системе развития физической культуры и спорта в
п. Кавалерово принадлежит спортивному центру.
20
Установка в работе в учреждении направлена на разностороннее развитие
личности,
здоровьесберегающие технологии,
овладение обучающимися
основами физической культуры, слагаемыми которой являются крепкое
здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных
способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и
освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и
спортивную деятельность. А также формирование интеллектуальной, волевой
и эмоциональной сфер обучающихся, их эстетических представлений и
потребностей.
21
3. МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ центра
Концепция развития спортивного центра
МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл»
Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество
функций и охватывает занятиями все возрастные группы населения. От того,
как развита инфраструктура физической культуры и спорта зависит здоровье
населения, его молодого поколения, проведение досуга, а также достижение
успехов нашего спорта на мировой арене.
Система дополнительного образования физкультурно-спортивной
направленности, как один из институтов детства, созданный и существующий
для детей, их обучения, воспитания и развития – является важнейшим звеном
непрерывного образовательного процесса.
Сегодня к учреждениям дополнительного образования физкультурноспортивной направленности особо пристальное внимание. Они являются не
только резервом большого спорта, его золотым фондом, но и надежной базой
развития массового спорта, формирования здорового образа жизни, а также
разностороннего развития личности ребенка. И наш центр не исключение.
Деятельность МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл» направлена на:
- обеспечение детей качественным дополнительным образованием
физкультурно-спортивной направленности;
- всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья детей;
- приобретение теоретических знаний и практических навыков в области
спорта, гигиены и самоконтроля;
- формирование личностно-нравственных, моральных и волевых качеств.
Направления деятельности МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл»
Ведущие направления МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл» представлены в
основных образовательных проектах (моделях развития). Всего в программе
развития 9 проектов (моделей развития):
1. «Физическое развитие детей для укрепления здоровья».
2. «Здоровый образ жизни».
3. «Развитие личности в спортивной школе».
4. «Воспитательная работа: соревнования, беседы, каникулы».
5. «Работа с родителями в спортивной школе».
6. «Социальное партнерство центра «Кристалл».
7. «Методическая служба МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл».
8. «Кадровое обеспечение».
9. «Материально-техническая база центра».
22
Основные идеи развития спортивного центра
Ключевая идея развития центра:
создание такой модели обучения, которая позволила бы решить вопросы
массового развития детского спорта, воспитания целенаправленного человека с
высоким самосознанием, морально-волевыми качествами, психологически
стойкой к условиям тренировок и спортивной борьбы.
Вспомогательные идеи:
1. Развитие многофункционального методического кабинета с
необходимым мультимейдийным и компьютерным оборудованием
для улучшения качества образовательного процесса.
2. Приобретение методической литературы.
3. Содержание и ремонт помещений спортивного центра, находящихся в
оперативном управлении.
4. Оснащение
учебно-тренировочного
процесса
необходимым
спортивным оборудованием и инвентарём.
Основные принципы, с помощью которых будет реализована программа
Процесс обучения в МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл» строится с учетом
интересов и потребностей, возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся, влияющих на формы и методы преподавания и обучения и
предполагающих взаимодействие личностей педагога дополнительного
образования и занимающегося, основанное на следующих принципах:
Принцип комплексности – предусматривает тесную взаимосвязь всех
сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической,
психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и
восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
Принцип преемственности – определяет последовательность изложения
программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям
высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебнотренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки,
объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей
физической и технико-тактической подготовленности.
Принцип сотрудничества – предполагает создание условий для
определения общих целей педагога и детей, организацию их совместной
деятельности на основе взаимопонимания и сотрудничества.
Принцип целостности – предполагает организации образовательного
процесса, отбор его содержания и средств таким образом, чтобы они были
«сообразны» цели, находились в зависимости от нее, и соответствовали
поставленными задачами.
23
Принцип вариативности – предусматривает в зависимости от этапа
многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена,
вариативность программного материала для практических занятий,
характеризующиеся разнообразием тренировочных средств и нагрузок,
направляемых на решение определенной педагогической задачи.
Принцип гуманизма – в центре внимания педагога и учреждения –
личность ребенка, который стремится к максимальной реализации своих
возможностей, открыт для восприятия нового опыта, имеет право и способен на
собственный выбор в различных жизненных ситуациях, может получить
защиту и поддержку.
Принцип личностно-ориентированного подхода – выражается в
уважении уникальности и своеобразия каждого ребенка, отношение к ребенку
как к субъекту собственного развития, опора в воспитании на всю совокупность
знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующей
личности, нацеливает педагога на изучение личности ребенка и организацию
образовательного процесса на основе интересов и пожеланий детей.
Принцип индивидуализации – предполагает, что содержание обучения
должно обеспечить учет особенностей каждого обучаемого и создание условий
для индивидуального развития.
Принцип дифференциации – предполагает выстраивание учебнотренировочного процесса на основе понимания качеств личности ребенка или
группы детей, их возраста, степени подготовленности.
Важнейшим принципом является добровольный выбор ребенком вида
деятельности, педагога по интересам в соответствии со своими желаниями и
потребностями, создание ситуации успеха для каждого.
«Модель» выпускника МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл»
Модель выпускника спортивного центра подразумевает предполагаемый
результат совместной деятельности учреждения и семьи, характеризующий их
представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми
должен обладать выпускник спортивного центра.
Основу модели выпускника спортивного центра «Кристалл» составляет
система отношений личности к таким ценностям, как Человек, Труд, Общество,
Знание, Здоровье, Мир. Данная система отношений имеет следующие
ориентиры:
1. Личность воспитанника выполняет интегрирующую роль в
спортивном центре «Кристалл» (всестороннее развитие, выявление
способностей и одаренностей, их развитие);
2. Личность выпускника является основой для разработки целевых
программ, проектов, с учетом воспитательно-образовательного
процесса центра;
24
3. Модель выпускника выступает в качестве основного критерия
эффективности
воспитательно-образовательного
процесса,
отражающая результативность образовательно-воспитательной
среды.
Модель выпускника складывается из описания пяти основных
потенциалов личности ребенка: духовного, познавательного, нравственного
(ценностного), коммуникативного, физического.
Схематично модель выпускника выглядит следующим образом:
Подготовка: знания, умения, навыки, сформированные согласно избранному
виду спорта.
Знания: теоретических основ по физическому воспитанию.
Умения: предвидеть конечный результат своей деятельности; адекватно
оценивать свою деятельность; работа в нерегламентированном режиме;
оперативно принимать ответственные решения.
Качества: способность к самосовершенствованию; инициативность;
мобильность;
коммуникативность;
ответственность;
креативность
(оригинальность мышления); универсализм.
Опыт
(по виду подготовки): участие в соревнованиях различного
уровня; исполнение какого-либо должностного заведования; участие в
работе секции.
Прогнозируемый
результат:
профессиональное
поступление в училище олимпийского резерва, в ВУЗы.
самоопределение;
25
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Направления
деятельности
Планируемые действия по созданию необходимых ресурсов
Ответст Сроки Ожидаемый
венный
результат
НаучноИнформа Нормативно Материально- Финансовые Кадровые
методические
ционные
-правовые
технические
Цель: развитие образовательной системы центра, обеспечение физического, психологического и социального благополучия обучающихся на основе
целевого и эффективного использования всех имеющихся ресурсов.
Проведение
Тематическ Учебные
Приобретение Бюджет,
Увеличени Админист 2020- Позитивная
Развитие
тренерского
ие
планы.
спортивного
спонсорские е числа
рация,
2025
динамика
массового
совета.
публикаДополнительн инвентаря.
и привлечен- штатных
педагоги
показателей
спорта и
Разработка
ции
в
ые
Приобретение
ные
средства
работников
мотивации детей
физкультурно,
к здоровому
оздоровительно методических СМИ,инста образовательн оргтехники.
рекомендаций грамме,
ые
Приобретение
повышение
образу жизни и к
го движения
для тренеров- постоянпрограммы по информацион
их
выбранному
среди всех
преподавател ное
видам спорта. ноквалифика
виду спорта.
возрастных
ей по
обновле методической
ции.
Полное
групп и
внедрению
ние сайта. Положения
продукции.
Переподгот
обеспечение
категорий.
спорта в
спортивноовка
методическими
массы.
массовых
педагогиче
материалами
соревнований
ских и
образовательных
и
руководящ
программ.
мероприятий.
их
работников
.
Проведение
Пропаганд Положения о Приобретение Бюджет,
Повышени Админист 2020- Повышение
Создание
семинаров,
а занятий
соревнования спортинвента спонсорские е
рация,
2025
доли
условий для
физическо х.
ря
и
квалифика педагоги
обучающихся,
формирования педсоветов,
консультаций. й
Создание
Содержание
привлеченн ции
имеющих
духовно –
Разработка и
культурой
проектов
всех
ые средства педагогов
способности к
богатой,
адаптация
и спортом. (моделей
помещений.
физической
физически
образовательн
развития), по Приобретение
культуре и
здоровой,
ых программ
которым
информацион
спорту.
социально-
26
по видам
спорта.
Разработка
методических
рекомендаций
для
педагогов.
.
Проведение
Снижение
семинаров,
уровня
заболеваемости консультаций.
Разработка
детей и
программ и
подростков,
формирование методических
рекомендаций
основ
по пропаганде
здорового
здорового
образа жизни
образа жизни.
средствами
Разработка и
физической
внедрение
культуры и
программ по
спорта.
снижению
уровня
заболеваемост
и детей.
Совершенствов Консультации
,
ание системы
методические
повышения
квалификации разработки и
педагогическог рекомендации
о повышении
о состава.
своей
функциониру
ет центр.
нометодической
литературы.
Пропаганд Положения о
а здорового мероприятиях
образа
жизни.
Приобретение
спортивного
инвентаря,
тренажеров.
Стендов по
пропаганде
здорового
образа жизни.
Приобретение
информацион
нометодической
продукции.
Обучение, педагоги
переподготовке
педагогов
по данному
вопросу.
2020
2025
Улучшение
показателей
основ культуры
здоровья у
обучающихся.
Наглядная
агитация
по
повышени
ю
квалифика
ции
Программа
курсов.
Расширение
компьютерно
й техникой и
сетью
Интернет.
Увеличени
е числа
аттестован
ных
педагогов
20202025
Обеспечение
методическими
материалами.
Наличие
обобщенного
опыта лучших
тренеров-
активной
творческой
личности
ребенка.
Положения о
курсах
повышения
квалификации
Повышение
спортивного
мастерства.
Администрация
27
квалификации
. Составление
планаграфика
курсовой
подготовки
педагогов.
преподавателей.
28
Создание условий по реализации Программы
Проект «Здоровый образ жизни»
Здоровье народа – одно из основных богатств государства, одно из
важнейших условий нормальной, полноценной, активной жизни и
деятельности граждан.
Целью данного проекта является расширение возможностей для детей
города систематическими занятиями физической культурой и спортом, а
также оздоровление всех учащихся центра.
Задачи:
- формирование понятия о здоровом образе жизни;
- расширение возможностей для детей района систематическими
занятиями физической культурой и спортом.
Решаются эти задачи за счет расширения сети групп начальной
подготовки, спортивно-оздоровительных групп. На данных этапах
многолетней спортивной подготовки происходит формирование у
занимающихся стойкого интереса к систематическим занятиям, обучение
основным двигательным навыкам, воспитание физических, моральноэтических и волевых качеств, профилактика вредных привычек и
правонарушений. Далее учащиеся переводятся на учебно-тренировочный
этап, где их готовят к выполнению объемов тренировочных и
соревновательных нагрузок, необходимых для достижения высоких
спортивных результатов.
Современный
этап физкультурного движения характеризуется
увеличением внимания к роли физической культуры и спорта в оздоровлении
населения, снижении заболеваемости, организации активного отдыха.
Занятия физической культурой могут решать задачи профилактики
заболеваний, обеспечить физическое благополучие. Физические упражнения
частично могут
решить проблемы и психологического благополучия
человека, так как выполнение физических упражнений снимает активность
со всех клеток мозга, кроме тех, которые отвечают за выполнение
физических упражнений. Но главная задача физической культуры –
физическое благополучие, то есть профилактика основных видов
заболеваний.
Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля,
формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом,
являются хорошей основой для интеллектуального развития человека.
Достигнуть физического совершенства, избавиться от некоторых
врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем
правильного и систематического использования физических упражнений.
Спорт, физические упражнения должны быть неотъемлемыми
составляющими образа жизни.
29
В настоящее время
в стране формируется активный интерес к
здоровому образу жизни. В условиях нашего района со стороны
центра«Кристалл» в отношении подрастающего поколения должна вестись
активная наступательная пропаганда здорового образа жизни. Обеспечение
здоровья детей и подростков путем лечения и медикаментозной
профилактики заболеваний является пассивным методом, не всегда и не в
полной мере отвечающим современным представлениям о повышении и
сохранении высокого уровня здоровья.
Реализация этого проекта позволит провести необходимую
информационно-образовательную
работу
по
формированию
привлекательности имиджа здорового образа жизни среди детей и
подростков.
Здоровье детей, с нашей точки зрения, категория педагогическая, так как
оно либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается.
Здоровье ребенка, его психическое и физическое развитие, социальная
адаптация в значительной степени определяются условиями жизни ребенка в
микросреде (семья, школа). Целенаправленная здоровьесберегающая
деятельность в нашем спортивном центре осуществляется по следующим
направлениям:
1. обеспечение
соответствия
организации
учебновоспитательного процесса санитарно-гигиеническим требованиям и
техники безопасности;
2. строгое соблюдение режима тренировок, нормативов
учебно-тренировочной нагрузки;
3. обеспечение благоприятного психологического климата в
детском коллективе, в спортивном центре;
4. использование разнообразных форм организации учебновоспитательного процесса в соответствии с возрастом и уровнем
подготовленности обучающихся;
5. обеспечение полноценного отдыха и условий для
восстановления спортсменов после соревнований;
6. осуществление врачебного контроля за состоянием
здоровья обучающихся;
7. формирование мотивационных установок на здоровый
образ жизни;
8. проведение
мероприятий
физкультурно-спортивной
направленности;
9. расширение социальных контактов с заинтересованными
организациями и учреждениями.
Иначе говоря, сохранение физического
здоровья обучающихся
обеспечивается посредством развития всей системы физкультурнооздоровительной, спортивной работы в центре
«Кристалл», создания
рациональных
условий организации учебно-воспитательного процесса;
сохранение психологического здоровья – созданием психологического
30
комфорта обучающихся, атмосферы доброжелательности для каждого
ребенка, благоприятным социально-психологическим климатом в учебных
группах и в центре.
Мероприятия:
1. Беседы о здоровом образе жизни, цикл бесед о ЗОЖ.
2. Дни Здоровья.
3. Конкурс плакатов о ЗОЖ.
4. Веселые старты – спортивные мероприятия между группами и
видами спорта.
5. «Папа, мама, я – спортивная семья» - между родителями и детьми.
6. Психологические тренинги-игры для саморегуляции личности в
ситуации стресса и сохранения психологического здоровья
человека.
7. Цикл лекций «О правильном и здоровом питании».
8. Первенство школы по культивируемым видам спорта.
9. «Своя игра» - вопросы по ЗОЖ.
10.Работа с трудными детьми и неблагополучными семьями.
11.Родительские собрания на темы ЗОЖ.
Проект «Развитие личности в спортивной школе»
Тема развития личности в современных условиях актуальна для
дополнительного образования детей. Развитие личности является
приоритетным направлением работы педагогов.
Целью данного проекта является создание условий для самореализации
личности, достижении успехов в том или ином виде спорта.
Задачи:
- Проведение исследований по изучению запросов и потребностей
детей;
- изучение личности воспитанников, проникновение в психологию;
- медико – психолого-педагогическое сопровождение;
- врачебный контроль за учащимися.
Формирование личности учащихся спортивного центра происходит в
процессе активной деятельности в учебно-тренировочном, воспитательном,
развивающем процессе через взаимодействие друг с другом, командой и
социумом.
Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для
современного общества ценности, как равенство шансов на успех,
достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника,
но и самого себя. Посредством спорта реализуется принцип современной
жизни – «рассчитывать на самого себя». Это означает, что достижение
успеха зависит, прежде всего, от личных, индивидуальных качеств –
честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.
31
Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании
личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной
деятельности, что позволяет юному спортсмену нарабатывать для себя
жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Придя в спортивный центр, секцию юный спортсмен попадает в новую
социальную сферу: педагоги, судьи, спортивный коллектив. И ребенок
начинает осваивать новые социальные роли.
Ценностный потенциал спорта позволяет решать ряд воспитательных
задач. Спорт – это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная
деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности,
нередко возникающие у ребенка в школе, в семье, в других жизненных
ситуациях.
Проект «Воспитательная работа: беседы, соревнования, каникулы»
Личностное развитие детей – одна из основных задач учреждений
дополнительного образования. Высокий профессионализм тренерапреподавателя способствует формированию у ребенка способности
выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
Воспитательной работе уделяется огромное внимание, так как наши
учащиеся – это будущее нашей страны.
Специфика воспитательной работы в спортивном центре состоит в том,
что педагог может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий,
дополнительно на тренировочных сборах и в спортивных лагерях, где
используется их свободное время.
Воспитательная работа на занятиях:
развитие качеств личности, таких как целеустремленность,
дисциплинированность,
волевая
саморегуляция,
трудолюбие,
настойчивость,
правдивость,
честность,
самокритичность,
требовательность к себе, общительность, отзывчивость, дружелюбие,
чувство собственного достоинства;
развитие приемов и способов самопознания:
- самонаблюдения (фиксация самочувствия, настроения, активности,
желания тренироваться);
- самоанализа (определение ошибок, выявление причины, постановка
корректирующей цели).
Воспитательная работа на учебно-тренировочных сборах:
развитие коммуникативных качеств: эмпатия, сочувствие,
сопереживание, умение выстраивать конструктивные отношения;
оптимизация межличностных отношений;
сплочение команды.
На протяжении многолетней спортивной подготовки педагог
формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные
качества
(честность,
доброжелательность,
самообладание,
32
дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми
(настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
Воспитательные средства:
личный пример и педагогическое мастерство
педагога;
высокая
организация
учебно-тренировочного
процесса;
дружный коллектив;
система морального стимулирования;
атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества.
Основные воспитательные мероприятия:
торжественный прием вновь поступивших в центре;
проводы выпускников;
просмотр соревнований и их обсуждение;
регулярное
подведение
итогов
спортивной
деятельности учащихся;
проведение тематических праздников;
встречи с выпускниками центра, а так же
спортсменами района;
экскурсии, культпоходы в музей и на выставки;
тематические беседы;
трудовые сборы и субботники;
оформление стендов.
Важное место в воспитательной работе должно отводиться
соревнованиям. Кроме воспитания у учащихся понятия об общечеловеческих
ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной
борьбы. Перед соревнованиями необходимо настраивать не только на
достижение победы, но и на проявление морально-волевых качеств.
Наблюдая за особенностями поведения и высказывания учащихся, тренер
может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств.
В спорте заложены огромные возможности для самовоспитания,
самосовершенствования, самоопределения. Участие в спортивных
соревнованиях дает возможность человеку испытать самоудовлетворение
при победе над своим соперником, достигнутой в процессе длительной
подготовки, самоотверженного труда, огромными волевыми усилиями;
возможность сравнить свои способности со способностями других людей, а
также с теми способностями, которыми он сам располагал ранее. К тому же
постоянно закладывается правильное отношение к состоянию своего
организма, формируется положительная мотивация по соблюдению
здорового образа жизни.
В каникулярное время нами планируется организовать спортивный
лагерь для воспитанников нашего центра; походы с физкультурно-
33
спортивной направленностью; школу общения, в которой с занимающимися
будут проводить психологические тренинги; школу здорового образа жизни.
Воспитательная значимость спорта неоспорима. Именно спорт учит
уважать решения, невзирая на то, насколько они справедливы, именно
потому, что они принимаются теми авторитетами в спорте – судьями, на
которых и возложено принимать эти решения. Кроме этого, спорт является
моделью социальных отношений, так как учит допускать противодействие и
соперничество. Одновременно человек учится признавать законность
результата, даже если его этот результат не удовлетворяет.
Спорт реализует богатые возможности для приобщения человека к миру
прекрасного, для развития у него эстетических способностей во всем
многообразии их проявлений: от способности чувствовать и переживать
красоту, наслаждаться ею и правильно оценивать прекрасное – до
способности творить и действовать по законам красоты и высокой
нравственности. Он же формирует личность в процессе наблюдения за
спортивным зрелищем, обладающим эстетическими качествами, а также во
время занятий спортом и связанным с этим не только созерцанием
эстетических ценностей, но и активном, творческом участии в разнообразных
формах деятельности по их сознанию. Эстетический потенциал спорта как
таковой нисколько не ступает другим элементам культуры, включая
искусство.
Таким образом, нравственность в спорте представлена многообразием
всех своих компонентов – нравственным сознанием, нравственными
отношениями и нравственным поведением. Благодаря этому мы имеем
возможность наблюдать различные проявления таких важнейших
нравственных ценностей, как добро, справедливость, долг, честность и др.
Проект «Работа с родителями в спортивном центре»
Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений
социально-педагогической
деятельности
коллектива
учреждения.
Взаимодействие позволяет педагогу полнее раскрыть способности детей,
шире использовать их творческий потенциал, объединить воспитательные
усилия на целевой интегрированной основе.
Взаимодействие центра с семьей, детскими и юношескими
общественными организациями – одно из направлений деятельности
учреждения по созданию единого воспитательного пространства с целью
воспитания активной, творческой личности.
Воспитательная система в «Кристалле» имеет большие возможности в
содействии всестороннему развитию личности ребенка, поскольку эта
система обладает такими свойствами как открытость, вариативность,
гибкость, доступность, динамичность, постоянное развитие, психологическая
комфортность. В учреждении созданы условия, в которых личный и
творческий потенциал ребенка получает возможность развития.
34
Целью проекта является взаимодействие центра и семьи; установление
заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную
помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной
системы – развитость, целостность личности.
Поэтому семья признается равноценным партнером учреждения в деле
развития ребенка.
Одна из задач деятельности «Кристалл» – это установление партнерских
отношений с родителями ради успешности конкретного ребенка, а,
следовательно, как залог успешности учреждения.
В настоящее время, когда дополнительное образование может и должно
стать базой для формирования нравственного образа жизни семьи большое
внимание уделяется свободному, творческому развитию личности, на основе
свободного выбора. Помимо традиционных мероприятий – лекций, бесед,
консультаций, посещения учебных занятий нами предполагается проведение
совместных мероприятий: праздников, встреч, экскурсий, походов, а также
мероприятий, направленных на наиболее полное выяснение и
удовлетворение запросов родителей, детей, на повышение уровня
педагогической культуры.
Основным направлением работы с семьей являются: психологопедагогическое просвещение родителей, включение родителей в различные
виды деятельности, осуществляемые в спортивном центре. Каждый год в
МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл» проходят родительские собрания, темы
которых выбирает педагог, в основном это:
- Организационное родительское собрание: знакомство с учреждением,
его
традициями, местом занятий; требования и правила посещения
спортивного центра.
- Требования к учебно-тренировочному процессу.
- Здоровый образ жизни – гигиена спортивной деятельности: диета и
питание, профилактика заболеваний, режим дня спортсмена, сон и отдых.
- Адаптация к спортивному режиму жизни.
- Роль семьи в воспитании здорового ребенка.
- О способностях к избранному виду спорта.
- Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.
- Сбалансированная диета и дополнительные факторы питания.
- Организация и проведение спортивно-оздоровительных лагерей.
- О роли занятий спортом в период летних каникул.
- Итоговые родительские собрания по отделениям, по группам.
Регулярно проводятся индивидуальные беседы с родителями,
оказывается консультативная помощь (по вопросам воспитания, учебнотренировочному процессу).
Во всех отделениях по видам спорта планируется создать родительские
комитеты, которые помогут в организации учебно-тренировочного процесса:
- приобретение спортивного инвентаря;
35
- сопровождение детей на соревнования и учебно-тренировочные
сборы;
- организация и участие в спортивно-массовых мероприятиях
(праздники, походы, экскурсии).
Регулярно родители приглашаются на просмотр соревнований, учебнотренировочных занятий, открытых занятий. Родители привлекаются к
судейству соревнований с согласия педагога.
Для педагогов
сотрудничество с родителями – это реальная
необходимость. Родители выезжают на соревнования в другие районы,
города для оказания помощи педагогу.
Работа с родителями внутри центра переносится на уровень создания
единого воспитательного пространства района. Это проявляется в
установлении как опосредованных, так и непосредственных контактов.
Коллектив учреждения понимает, что именно родители могут сыграть
активную роль, как в создании общественной поддержки, финансовой
поддержки образовательно-воспитательной деятельности учреждения. А
самое главное то, что именно родители заинтересованы в качественном
образовании детей, готовы принимать активное участие в деле обучения и
воспитания
Проект «Социальное партнерство центра «Кристалл»
Социальная активность образовательного учреждения является тем
видом деятельности, к которому центр предназначен изначально. Поэтому
целью данного проекта является расширение партнерских связей с
районными, муниципальными и государственными учреждениями,
спортивными
школами,
клубами,
объединениями,
ассоциациями,
федерациями других районов, городов, Вузами, коммерческими структурами.
Развитие социально-педагогической деятельности в социуме, используя
кадровый потенциал и взаимодействуя с заинтересованными ведомствами и
общественными организациями – одно из главных направлений в
деятельности МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл». В связи с этим проводится
работа по расширению и реконструкции взаимодействия спортивного центра
в объемах, позволяющих удовлетворить образовательные и досуговые
потребности детей, молодежи, родителей, общества.
Наше учреждение сотрудничает с:
1.
Администрацией Кавалеровского муниципального района.
2.
Отделом образования Кавалеровского муниципального
района.
3.
Управлением по физической культуре и спорту
Приморского края.
4.
Общеобразовательными учреждениями п. Кавалерово
(школами, детскими садами);
36
5.
Приморским Краевым Институтом Переподготовки и
Повышения Квалификации Работников Образования
6.
Родителями обучающихся.
7.
Общественными объединениями (краевые
спортивные
федерации) Приморского края.
Согласно договоров о совместной деятельности МБОУ предоставляют
спортивные залы на безвозмездной основе для проведения образовательного
процесса спортивного центра.
МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл» является важным фактором,
объединяющим разные по характеру и сфере деятельности структуры в деле
приобщения молодежи к занятиям физической культурой и спортом,
пропаганде здорового образа жизни и положительно влияет на достижение
обучающимися центра высоких спортивных результатов.
Вместе с тем, необходимо отметить реально существующую
потребность спортивного центра в разработке планов информационной
поддержки своей работы для ее популяризации и улучшения уровня
информативности родителей, детей, общественности. Основой данной
работы должна стать система составления и распространения небольших
буклетов, реклам, листовок о спортивном центре, которые были бы
предназначены для отдельных категорий и групп потребителей или для
местного сообщества в целом.
Проект «Психолого-педагогическое сопровождение
в спортивном центре «Кристалл»
Система психолого-педагогического сопровождения спортивной подготовки
1. Проведение психодиагностики и подготовка объективной
информации об особенностях личности и внутренних «ресурсах»
человека.
2. Разработка индивидуальных программ:
- психологической подготовки к ответственным соревнованиям.
- коррекции неблагоприятных состояний.
3. Обучение приемам саморегуляции, концентрации, мобилизации и
др., в том числе с использованием специальных компьютерных
программ.
4. Подбор тематической информации по значимым для спортсмена
вопросам
спортивной
психологии,
самоподготовки,
самосовершенствования и внутреннего развития.
5. Консультирование (очное или заочное):
- по вопросам спортивной психологии
- по широкому кругу житейских, общечеловеческих и др. не спортивных
вопросов.
6. На соревновательном этапе:
37
- «предстартовая» психологическая подготовка
- психологическая поддержка во время проведения соревнований
- совместный со спортсменом и педагогом анализ полученного опыта побед
и поражений после соревнований.
7. Решение конфликтных ситуаций, возникающих на уровне:
- «спортсмен – спортсмен»
- «спортсмен – команда»
- «спортсмен – педагог».
8. Прогнозирование спортивного результата
на основе анализа
ретроспективы индивидуальных рекордов.
Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из
общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической
подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим
восстановлением спортсменов.
На занятиях учебно-тренировочных групп акцент делается на развитие
спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании
волевых черт характера, развитии оперативного мышления и памяти,
специализированного
восприятия,
создание
общей
психической
подготовленности к соревнованиям.
В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан акцент при
распределении объектов психолого-педагогических воздействий:
в подготовительном периоде подготовки выделяются средства и
методы психолого-педагогических воздействий, связанные с
развитием их спортивного интеллекта, разъяснением целей и
задач участия в соревнованиях, развитием волевых качеств;
в соревновательном периоде подготовки упор делается на
совершенствование эмоциональной устойчивости, свойств
внимания, достижении специальной психической готовности к
выступлению и к состязаниям;
в переходном периоде преимущественно используются средства
и методы нервно-психического восстановления организма.
В течение
всех периодов подготовки применяются методы,
способствующие совершенствованию моральных черт характера спортсмена,
и приемы психической регуляции
Разумеется, акцент в распределении средств и методов психологической
подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей
спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности
тренировочных занятий.
38
Проект «Методическая служба МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл»
Организация научно-методической работы является одним из
важнейших направлений в программе развития МБОУ ДО ДООЦ
«Кристалл».
Целью проекта является создание модели методической службы в
учреждении.
Задачи:
- создание адаптированных дополнительных образовательных программ
по видам спорта;
- диагностика качества обучения, творческой и аналитической
деятельности педагога;
- оказание методической помощи педагогу в проведении занятий;
- помощь педагогам в подготовке аттестации;
- активизация работы по обобщению и распространению передового
педагогического опыта.
- внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Методическая работа в центре направлена на совершенствование
образовательного процесса, программ содержания, форм и методов
деятельности секций, профессионального мастерства педагогических
работников, оказание помощи педагогам, как своего учреждения, так и
других.
Основное назначение методической работы на современном этапе
непосредственно связано с созданием условий для адаптации, становления,
развития и саморазвития педагогических работников на основе выявления их
индивидуальных особенностей. Для этого необходимо:
Обеспечение педагога типовыми программами, на основе которых
создаются адаптированные программы по своему виду спорта.
Удовлетворение образовательных потребностей педагогических
работников.
Выявление, оформление и сопровождение педагогического опыта.
Включение педагогов в различные виды деятельности по повышению
уровня профессиональной подготовки и формированию у них потребности
непрерывного профессионального самосовершенствования.
Направления методической работы:
Информационно-организационное методическое обеспечение системы
центра.
Повышение квалификации педагогических кадров.
Создание условий для роста педагогического и методического
мастерства педагогов.
Качественная реализация программ дополнительного образования.
Координация работы методического объединения в центре.
39
Пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциального
поведения учащихся.
Консультации специалистов.
Организация совещаний, семинаров, курсов повышения квалификации.
Анализ педагогической практики, выявление проблем, нахождение
путей их решения.
Изучение,
систематизация,
обобщение
и
распространение
педагогического опыта.
Методическое обеспечение как процесс интегрирует в себе такие виды
методической деятельности, как методическое руководство, методическая
помощь, создание методической продукции, методическое обучение.
Методическое обеспечение образовательного процесса в спортивном центре
– это система взаимодействия методиста с педагогическими кадрами
(директора, зам. директора по УВР, заведующий организационно-массовой
работой) внутри и вне своего учреждения, включая:
методическое
оснащение
(программами,
методическими
разработками, дидактическими пособиями);
внедрение в практику более эффективных методик, технологий;
систему информирования, просвещения и обучения кадров;
совместный анализ качества деятельности и ее результатов.
Предполагаемые результаты:
становление системы методической работы в
спортивном центре;
создание
информационно-методической
базы
образовательного процесса;
совершенствование воспитательной работы;
повышение
профессионализма
педагогических
кадров МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл».
40
Проект «Кадровое обеспечение»
Кадровый потенциал – это механизм реализации всех поставленных
целей и задач, изменений в деятельности учреждения дополнительного
образования. Только сплоченный коллектив единомышленников способен
эффективно выполнить все намеченные планы, поэтому системе работы с
педагогическими кадрами в центре уделяется большое внимание.
Целью данного проекта является совершенствование системы
подготовки, повышения
квалификации, переподготовки, аттестации
педагогических кадров центра, подготовка спортивного резерва.
Задачи:
- обеспечение центра педагогами высокой квалификации;
- повышение квалификации педагогического состава;
- поддержка молодых специалистов;
-создание
системы
поощрений
работникам,
добивающихся
значительных результатов.
Работа по повышению педагогического мастерства и качества
преподавания отдельных видов спорта и профессионального обучения
является главным компонентом методической работы в центре.
Основными направлениями деятельности по работе с педагогическими
кадрами в центре являются:
стимулирование профессионального роста педагогических кадров;
организация социально-экономической поддержки и социальной
защиты;
организация мероприятий, способствующих сплочению коллектива
центра.
Разнообразные формы работы с педагогическим коллективом
способствуют более эффективной реализации поставленных задач
Для повышения квалификации и аттестации педагогических
работников центра разработан план мероприятий, который включает в
себя:
• своевременное прохождение курсов повышения квалификации при
ПИППКРО;
• сотрудничество со специалистами и информационным методическим
отделом Отдела образования Кавалеровского муниципального района;
• организация повышения квалификации педагогических кадров путем
проведения открытых занятий, семинаров;
• участие в районных, краевых семинарах.
Одной из форм работы с педагогическим коллективом является
организация и проведение педагогических советов.
Тематика педагогических советов разрабатывается соответственно цели
и задачам учебного года, проблемой, над которой работает педагогический
коллектив в данном году. Мы сделали его поисково-познавательным
инструментом, с помощью которого педагоги самостоятельно ищут ответы
41
на актуальные вопросы педагогики и методики проведения тренировок и
воспитательного процесса, ведут творческий поиск.
Представление опыта педагогов также происходит через различные
формы: открытые тренировки, соревнования, конкурсы, смотры
методических материалов, публикации и т.д.
Качественным показателем проводимой работы является рост уровня
педагогического мастерства.
Педагоги центра являются исследователями своей деятельности, умеют
анализировать и прогнозировать образовательные результаты, обосновывать
избирательные технологии и методики, способны обобщить свой опыт
работы и программировать последующую деятельность.
Проект «Материально-техническая база школы»
Эффективность реализации любой образовательной программы зависит
во многом и от материально-технической базы, которой располагает
учреждение.
Целью проекта является совершенствование материально – технической
базы учреждения.
Задачи:
- содержание и ремонт помещений спортивного центра;
- приобретение спортивного оборудования и инвентаря.
42
В ходе реализации программы будет вовлекаться максимально возможное
число детей и подростков в систематические занятия спортом; значительно
улучшится состояние здоровья детей, включая физическое; уменьшится
количество правонарушений у детей, имеющих вредные привычки;
увеличится число детей и подростков, вовлеченных в массовые
физкультурно-спортивные мероприятия; повысится качество учебнотренировочных занятий; повысится уровень
квалификации педагогов;
улучшится система методической работы центра, значительно пополнится
материально-техническая и спортивная база центра. Всё это и позволит
повысить статус центра среди населения, а в частности детей и молодёжи.
Коллектив МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл» планирует продолжать работу
по решению стратегических задач по следующим направлениям:
1.
Повышение результативности образовательного процесса:
совершенствование нормативно-правовой базы центра;
развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества
деятельности центра по реализации образовательных программ;
создание единого информационного пространства в районе,
мониторинг социального заказа на образовательные услуги в
спортивном центре;
обеспечение социально-педагогической, психологопедагогической поддержки детей, особенно детей «группы риска»;
поддержка и развитие массовых мероприятий с детьми района,
формирование единого спортивного календаря массовых мероприятий
района;
создание системы повышения профессиональной компетентности
руководящих и педагогических кадров центра;
укрепление материально-технической базы центра.
2.
Развитие инфраструктуры и материально-технической базы:
отработка механизмов сетевого взаимодействия спортивного
центра со школами, детскими садами и другими заинтересованными
учреждениями, обеспечивающие привлечение в сферу
дополнительного образования дополнительных материальных,
интеллектуальных и иных ресурсов;
использование информационно-компьютерных технологий в
рамках единого образовательного и информационного пространства
района;
разработка и внедрение механизмов материального и морального
стимулирования педагогических работников, добившихся высоких
результатов в своей работе;
участие в районных и краевых соревнованиях, конкурсах по
профилю деятельности.
43
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Руководителем программы является директор МБОУ ДО ДООЦ
«Кристалл» - Петров Александр Петрович. который и осуществляет общий
контроль за реализацией Программы.
Исполнителем Программы является творческая группа специалистов
МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл».
Осуществление мероприятий, предусмотренных Программой, позволит
улучшить физкультурно-спортивную инфраструктуру района, сохранить
рабочие места или создать новые, а также даст реальный шанс изменить
состояние здоровья детей и подростков, повысить уровень их физической
подготовленности, что, в конечном счете, повлияет на экономическое и
нравственное оздоровление общества.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и
дополнений. Корректировка Программы осуществляется ежегодно в июле августе.
В целом программа развития МБОУ ДО ДООЦ «Кристалл» в системе
дополнительного образования детей остаётся притягательной, как для
учащихся самого разного возраста, так и для их родителей, педагогов.